Нерешенные проблемы медицины

1. А.И.Муханкин. Доклад на конференции 40 летия МБФ. Причина старения.   Тезисы доклада. Тема на форуме.


2. А.И.Муханкин. ДОКЛАД  на Московском Обществе Испытателей Природы. ПРИЧИНА СТАРЕНИЯ.

Архив форума МБФ, где обсуждались указанные доклады

Алексей Муханкин fuv@rsmu.ru

Здравствуй, МБФ!
Когда-то в далёком 1975 г. я тупо смотрел в свой новенький диплом врача-биофизика и пытался понять, кому я с этой специальностью нужен. Судя по откликам в гостевой книге, многие из наших ребят и по сей день находятся в состоянии вялотекущего стресса под названием "куда бедному крестьянину податься?". Именно с этим отрицательным моментом связаны: совершенно неожидаемый в годы студенчества разброс выпускников МБФ по странам, городам и весям, взаимный интерес к превратностям судьбы, и даже озлобление по поводу обманутых надежд.
По-моему, сегодня даже ёжику понятно, что МБФ не даёт точного жизненного ориентира в виде конкретной специальности. В отличие от МБФ лечебный и педиатрический факультеты такой ориентир имеют и вручают своим выпускникам диплом с правом заниматься решением проблемы болезней человека на профессиональной основе. МБФ был, есть и будет оставаться реальным воплощением чьих-то благих намерений в отношении медицины, которыми, как известно, вымощена дорога в ад.
На этом можно было бы подвести черту и далее продолжить свой путь по жизни с ощущением своей невостребованной уникальности, если бы не одно обстоятельство.
Конструктивная сверхзадача у нашего-таки уникального факультета всё же есть. Это плюс. К сожалению, она столь масштабна, что для её решения требуется несколько поколений выпускников МБФ. Т.е., до конечного практического результата мы с вами, ребята, вряд ли доживём. Это минус.
Речь идёт о создании в медицине такого же производственного цикла (исследование – наука – практика), который был создан в 17-20 столетиях усилиями математиков, физиков, химиков, и, тем самым, обеспечил сегодняшний научно-технический прогресс.
Реально с 1963 по 2003 г. МБФ готовил исследовательские кадры для профессионального сбора информации о живом организме. Пора нам, наконец, расстаться с иллюзиями, что в биологии и медицине всё это время кто-то занимался наукой. Прошу на меня не обижаться, но все наши д.б(м).ны и к.б(м).ны, чл.-корры и академики (есть и такие) являются специалистами в исследовательской работе: учёных, т.е. специалистов теоретического мышления, среди них нет.
Создание научного этапа в медицине – второго по счёту в цепи прогресса – требует от выпускников МБФ профессионального владения теоретическими методами мышления. В одном из откликов прозвучала благодарность в адрес преподавателей за то, что научили измерять и думать. Измерять (исследовать), действительно, на МБФ учат хорошо. Что касается профессиональной обработки информации с использованием диалектики, дедукции, индукции и других приёмов обобщения, то этого на МБФ или в РГМУ днём с огнём не найти. На нашу беду МБФ воспринял от медиков метафизическое мышление («я так думаю», «мне так кажется», «у меня такое мнение»), которое не позволяет извлекать закономерности (знания) из имеющейся в наличии информации. От метафизики с её никому ненужными гипотезами точные науки сумели отказаться тогда же - в 17-19 веках. На дворе - 21 век, а студенты медвузов до сих пор не освоили истории научно-технического прогресса, хотя на полную катушку пользуются его результатами. Взять, к примеру, тот же компьютер или Интернет. Ещё академик И.В.Давыдовский пенял на то, что отделение медицинского факультета из структуры Московского университета и утрата связи с философским факультетом, сильно затормозило научное развитие медицины. Не владея на практике философскими приёмами обобщения, мы до сих пор не можем создать теорию биологии и теорию медицины.
Мы до сих пор не освоили принципа организации живой материи, хотя он был сформулирован для нас диалектиком Энгельсом ещё в 19 веке. Выдранный из Энгельса кровавый ошмёток, который продолжают бессмысленно цитировать в разных учебниках по биологии как определение жизни, ничего общего с диалектикой и с определением жизни не имеет.
Мы, имеющие медицинское образование, до сих пор не знаем определения основной функции человеческого организма, из которой естественным образом вытекает научное определение понятий «здоровье-болезнь».
Мы не знаем причины старения, причины атеросклероза, причины рака, причины сахарного диабета и т.д. Мы само понятие «причина» путаем с фактором внешней среды. Это всё относится к теоретическим вопросам медицины и для своего решения требуют учёных-теоретиков.
Сегодняшний дефицит специалистов-теоретиков в области биологии и медицины могут восполнить только исследователи из числа выпускников МБФ, которые самостоятельно освоили теоретические методы мышления. (Ау, теоретики, где вы? С кем можно обсудить результаты научно-медицинской работы?) МБФ таких специалистов пока не готовит, но надеюсь, что будет готовить в будущем. Что касается Международного центра теоретической медицины, организованного на МБФ П.В.Сергеевым, то он является теоретическим только по названию, поскольку готовит тех же исследователей.
Без освоения теоретического (научного) знания в медицине и в биологии переход к практическому управлению живыми организмами в принципе невозможен, как бы нас не убеждали в обратном экзальтированные дилетанты. Третий – практический – этап развития МБФ – дело уж совсем отдалённого будущего. Рассчитывать на то, что мы доживём до эпохи, когда МБФ будет готовить специалистов по предупреждению и лечению возрастных заболеваний или по выведению новых видов с заранее заданными свойствами, пожалуй, не стоит. Однако стремиться к этому надо уже сейчас. Кроме нас это больше никому не по силам.
Господа МБФ, слабо крутануть рукоять научно-медицинского прогресса?

Тезисы доклада. Доклад А.И.Муханкина: Причины рака
Дата обновления страницы: 7.01.04