Философствующий МБФ

Культурное прибежище для философствующих выпускников

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Российского государственного медицинского университета

 

В Российском институте культурологии в 1972 г. Был создан сектор «теории культуры», ориентированный на социологию, а три года спустя, когда его возглавил Н.С. Злобин, занялся разработкой проблем теории культуры. Результаты представлены в двух выпусках сборников "Проблемы теории культуры" (1977 и 1979).

В 1984г. сектор сменил и название, и руководителя: зав. сектором «методологических проблем культуры» стала бывшая аспирантка Марка Борисрвича Туровского, работавшая на кафедре философии  2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова Тамара Владимировна Томко. Она привлекла к работе (на официальной и неформальной основе) коллектив, сложившийся при кафедре философии 2-го Московского медицинского института им. Н.И. Пирогова (РГМУ) в 1960-ые, 1970-ые годы (Ф.Т. Михайлов, М.Б. Туровский, Л.С. Черняк, В.В. Сильвестров Р.Ю. Юхананов, О.К. Румянцев, А.Ю. Шеманов, А.Г. Григорьев и др.). Коллектив сектора сосредоточился на исследованиях проблематики взаимоотношений философии и социологии культуры, а также методологических оснований культурологии (некоторые результаты работы представлены в сборнике "Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры" М. 1988). На три года сектор прекращал существование и возродился стараниями Т.В. Томко (она вернула многих сотрудников) в качестве сектора «философских проблем культуры». С 1990 г. выходит Ежегодник "Культура. Традиции. Образование".

В 1992 г. заведующим сектором стал Н.С. Злобин. Начиная с объединенного 3-4 выпуска ежегодник  не только получил новое  название - "Постижение культуры". Сектором была заявлена оригинальная концепция культурологических исследований, резюмирующая многолетнюю работу коллектива, сосредоточенную в 1992-1994 гг. вокруг семинара "Философское обоснование культурологии", которым руководил М.Б. Туровский. С 1993-1995 гг. сектор оформился и в генеральном направлении исследований, и в своем нынешнем составе. В 1998 г. коллектив редколлегии Ежегодника стал лауреатом премии Министерства культуры Российской Федерации за работу «Постижение культуры» вып.7.

С 1998 г. сектором заведует  О.К. Румянцев. Основные направления исследований, текущие работы и последние публикации представлены ниже.

 В секторе ежегодно проводятся "Круглые столы", посвященные злободневным про-блемам современной культуры, и продолжается начатый в 1992г. семинар по философским проблемам культуры. Сотрудники сектора активно участвуют в российских и международных конференциях. Сектор концентрирует внимание на анализе исторических оснований глобального сдвига в культуре, начавшегося как кризис европейского рационализма, и специфике этих изменений в России. Соответственно этому тематика наших исследований представлена проблемами образования, самоидентификации, онтологии и генеалогии культуры, множественности и единства культуры, её креативной природы, соотношения мифологии, философии, религии и науки как форм знания, понимания истории как культурной, а истории культурологии - как преемственности представлений людей об их собственной культуре.

Последние два года работы сектора концентрируются вокруг проблем самоиденти-фикации в культуре, европейского проекта времени, культурной преемственности, философских и культурологических основание современного гуманитарного образования. Коллективом сектора разработан и читается курс лекций для аспирантов РИК по философии науки и социогуманитарного знания с учетом культурологической специфики (курс постоянно перерабатывается). Сектор связан договорами о творческом сотрудничестве с рядом институтов Москвы и других городов России.

 Осиновая тема 2007 - 2009 г.г. «Культурная преемственность эпох и поколений в свете постсовременности» Культура как освоение человеком мира есть дело самопознания людей и, вместе с тем, есть процесс исторический, поскольку люди осваивают мир своей жизни всегда гранично, конкретно. Человеческие цели выступают границами такого освоения, и по ту их сторону остается еще не освоенный деятельностью мир. Достигнутая цель оказывается своего рода критерием ее действительности, но, вместе с тем – в своей конкретности – обнажает все заложенные в универсальной цели недостатки и неопределенности. Ситуация целеполагания оказывается неустранимо противоречивой, потому что каждый раз разрешение противоречия оборачивается воссозданием его в качестве новой проблемы. Впервые человек осознает самого себя субъектом разрешения этого противоречия именно на пути философского знания, и этот путь состоит в том, что человек сопоставляет себя в качестве субъекта культуры с миром как универсумом. Продуктивность такого сопоставления как раз и заключается в объективировании человеком своей субъективности. Философское знание противопоставило субъекта и объект, благодаря этому создав возможность соотнесения во времени объекта и знания о нем. Знание стало не абсолютной данностью, но процессом, а в теории познания обрела свое место идея преемственности. Развивая концепцию имманентного упорядочивания мира, философия и сама изменялась во времени: как отображение самопонимания человеком себя в качестве субъекта, шаг за шагом вписывающегося в универсум. При этом и человек, и универсум в результате взаимодействия взаимоизменяются, что придало философии всемирные масштабы значения саморазвивающегося прогноза исторических судеб человечества. Конечно, этот прогноз несет на себе всего лишь вероятностный характер (усиливающийся в меру его долгосрочности). Противоречие завершенности и открытости философских концепций все более утверждается в качестве методологического основания принципа историчности философии. Говоря о преемственности, важно отметить определенный сдвиг во временном развитии философской проблематики, направленный в сторону все большего выдвижения в ее центр проблем человека и сближения с актуально-исторической проблематикой. Такой сдвиг в современности особенно отчетливо знаменуется так называемыми глобальными проблемами, в которых представлены непосредственные интересы человечества как единого целого. ХХ в. ознаменовался расхождением двух ветвей самосознания – естествознания, ориентированного на объектную математическую логику, и философии культуры, направленной к субъектному общению, что не могло быть продуктивным, лишая научную деятельность проблематики общительной связи и погружая философию культуры в неотягощенное логикой собственно художественное творчество. Отказ от такого размежевания требует пересмотра вопроса о преемственности знания. Проблема множественности культур (самосознаний, самоидентичностей) ставит перед европейской культурой задачу, сохраняя свою уникальность, не отождествляться ни с какими формами исторических общностей – стать универсальной. Решение этой задачи, по нашему мнению, предполагает необходимость заново переформулировать проблему преемственности европейской философии и культуры.

Последние публикации сектора.

1. Хайкумена (Альманах поэзии хайку) Вып. 2 М (составитель и соредак-тор Кудря Д.П.) 2004 (25,5 п.л.)

2. В перспективе культурологии: повседневность – язык – общество (Постижение культуры Вып. 12, составитель и отв. редактор Румянцев О.К.) М. 2005. (27,7 п.л.)

3. Теоретическая культурология (отв. редактор Румянцев О.К., редактор Шеманов А.Ю.) М., Екатеринбург 2005 (70,6 п.л.)

4. Логос живого и герменевтика телесности (Постижение культуры Вып. 13, 14, составитель и отв. редактор Румянцев О.К.)  М. 2005 (37,8 п.л.)

5. Хайкумена (Альманах поэзии хайку) Вып. 3 (составитель и соредактор Кудря Д.П.) М 2007 (24,5 п.л.)

6. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека и культура М. 2007 (25,2 п.л.)

7. Судьба европейского проекта времени (Постижение культуры Вып. 14, 15, составитель и отв. редактор Румянцев О.К.)  в печати (издательский грант РГНФ 20008 г. 40 п.л.)

Выходит новый сборник

Судьба европейского проекта времени. Издательство Прогресс-традиция (изд. грант РГНФ 2008) Сборник статей Отв. ред., составитель О.К.Румянцев (40 а.л.)

 В книге исследуются этапные изменения в осмыслении времени европейской культурной традицией. Эти изменения были инициированы рождением греческой философии, продолжены усвоением христианства, радикально трансформированы наукой и философией Нового времени. Тесно взаимосвязанные с этими культурно-историческими сдвигами видоизменения форм самосознания и способов понимания свободы человека имели следствием открытие культуры и постановку проблемы человека как субъекта своей истории. Индивиду была адресована задача осуществления культурной преемственности; тем самым, на повестке дня оказался вопрос критического проектирования образования. Рожденный здесь тип личностного самосознания обусловил позитивную оценку новизны, ориентацию на будущее, открытие коридора истории культуры, уникальную «фигуру» преемственности и форму образования, что позволяет метафорически говорить о «европейском проекте времени». В сборнике обсуждаются позитивные и негативные аспекты этого проекта (и его альтернативы) в контексте современного кризиса взаимоотношений человека со временем, когда распространилось мнение, что мы живем в эпоху постмодерна, буквально – после современности. Очевидна актуальность этой темы для российской культуры, в очередной раз поставленной перед необходимостью критически определиться относительно происходящих с «европейским проектом времени» изменений.

Книга адресована всем, кто интересуется философией и историей европейской культуры, может быть полезна аспирантам и преподавателям, изучающим историю европейской культуры и ее философские основания.

 

Судьба европейского проекта времени.

Оглавление

От редактора

Проекты времени

Межуев В.М. Время труда и время свободы

Шеманов А.Ю. Время  как параметр самоидентификации человека

Богатырёва Е.А. Структура  времени  в  эмиграции

Визгин В.П. Проблема времени: синергетический подход

Токмачев К.Ю. Понятие времени у Декарта

Розин В.М. Европейское время и китайский сезон в горизонте современного варианта феноменологии

Время человека

Черняк Л.С. Время и Вечность

Лебедев М.В. Время и существование

Михайлов Ф.Т. Время порождается ожидающим вниманием другого

Руднев В.П. Человеческий характер и время

Шифрин. Б.Ф. Безвременье, бездорожье (от метафор к феномену)

Фрумкин К.Г. Нехватка как источник идеи времени

Кризис европейской субъективности

Файбышенко В.Ю. Субъект истины. Субъект истории. Субъект идеологии

Жук И.В. Время-вечность в учении о Вечном Возвращении Фридриха Ницше

Новиков Д.В. Гора Мориа ( памяти Жака Деррида)

Визгин В.П. Эстетический материализм Ж. Деррида и проблема времени

Люсый А.П. Три танкиста или последнее искушение Фауста

Тищенко П.Д. Время и пред(о)ставляющее «Да будет!»

Преемственность в культуре и память истории

Румянцев О.К. Механизм преемственности: начало истории культуры всегда «еще только» возникает

Токмачев К.Ю. Новое время в фокусе Лейбница

Шестаков В.П. Память как реальность исторического времени

Келле В.Ж. Время в культуре и проблема преемственно-сти

Рабинович В.Л. Время человека – время страны

Материалы круглого стола «Актуальность философских дискуссий 1970—80-х гг. для современной мысли»

Идея культурной преемственности в качестве основания критики образования

Михайлов Ф.Т. Образование как культура

Берлянд И.Е. Школа диалога культур

Шичалин Ю.А., Матвеенков А.Т. Классическое образование в России и классическая гимназия при ГЛК

Шеховцов С.Г. «Новая университетская образовательная модель»

Румянцев О.К. Шеманов А.Ю. «Диковинное образование»

Выступления и дискуссия (Берлянд И.Е., Келле В.Ж., Михайлов Ф.Т., Огурцов А.П., Розин В.М., Румянцев О.К., Тихонов Ю.В., Шеманов А.Ю., Шеховцов С.Г., Шичалин Ю.А.)

Румянцев О.К.

КНИГИ, АННОТАЦИИ

НАШИ УЧИТЕЛЯ

Туровский Марк Борисович

Михайлов Феликс Трофимович

Сильвестров Вячеслав Владимирович

Черняк Лион Семенович

Томко Тамара Владимировна

 

ФИЛОСОФСТВУЮЩИЕ УЧЕНИКИ

Румянцев Олег Константинович

Кудря Дмитрий Петрович

Шеманов Алексей Юрьевич

Григорьев Алексей Алексеевич

Гуркин Владимир Александрович

Катков Евгений Геннадьевич

Никитин Леонид Алексеевич

Тищенко Павел Дмитриевич

Токмачев Константин Юрьевич

Дата обновления страницы 13.10.2008