(Шеманов А.Ю.)

Томко Тамара Владимировна (1939 – 1992), кандидат философских наук (1980 г.), в 1989 г. присуждено ученое звание старшего научного сотрудника. В 1964 г. окончила философский факультет МГУ, с 1966 по 1969 гг. - аспирантура при кафедре философии 2-го Московского медицинского института им Н.И. Пирогова под руководством М.Б. Туровского и Ф.Т. Михайлова. Философские исследования Т.В. Томко в этот период посвящены гносеологии Нового времени, особенное внимание уделяется философии И. Канта. Рассматриваются проблемы активности субъекта познания, понятие «чувственного опыта». В 1980 г. защищена диссертация, посвященная проблеме обоснования метода познания в философии Канта. С 1977 г. Т.В. Томко работает в НИИ культуры, вначале как старший научный сотрудник, а затем – зав. сектором теории культуры. Предметом исследований в этот период становятся проблемы философии культуры: значение осознания цели для социальной активности личности, методология исследований культуры, теоретические основы междисциплинарных исследований, созидательные возможности диалога. Т.В. Томко организует работу семинара по философским проблемам культуры, в котором принимают участие М.Б. Туровский, В.В. Сильвестров, В.С. Библер и др. По ее инициативе начинается выпуск ежегодника сектора, посвященного философским проблемам культуры, - “Культура – традиции – образование”, который затем, уже после ее смерти, получает название “Постижение культуры”.

В центре внимания Т.В. Томко как исследователя культуры, сформировавшегося в работе над проблемами философии Канта, какими бы конкретными вопросами ей ни приходилось заниматься, всегда находилась тема принципиальной возможности изучения культуры, обоснование фундаментальных предпосылок ее исследования, парадоксальность как самой культуры в качестве предмета познания, так и позиции ее исследователя, формирующегося в качестве субъекта культурой и способного ее же творчески преобразовывать. Культура как объект может предстать только относительно вопроса о становлении рефлексирующего и преобразующего ее субъекта. Эта критическая - в кантовском смысле - основа ее позиции служила фундаментом для анализа различных форм превращения культуры в чистый объект, посредством ли социологического инструментария или через апелляцию к системному подходу. В равной мере Т.В. Томко не устраивало и исключение из понятия культуры деятельностной составляющей, что, с ее точки зрения, разрывало человека на ставящего предметные цели и постигающего культурные смыслы, в принципе не позволяя понять единство человека и возможность становления этого единства в истории.

Сочинения:

1.«Критика чистого разума» как итог эволюции докритических идей И. Канта. // «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984;

2.Междисциплинарные исследования культуры: проблема специфики. //Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. М., 1988;

3.Метод познания у Лейбница и системный подход. // От философии жизни к философии культуры. СПб., 2001.

4.Слово о современнике. // Культура – традиции – образование. Вып. 1. М., 1990;

5.Созидательные возможности диалога как проблема философии культуры. // Культура – традиции – образование. Вып. 1. М., 1990;

6.Чувственный опыт и проблема активности субъекта в эмпиризме XVII – XVIII вв. // Методологические проблемы биологии и медицины. М., 1974;

 

Дата обновления страницы 07.10.2008