Шеманов Алексей Юрьевич. Ведущий научный сотрудник сектора философских проблем культуры Российского института культурологи кандидат медицинских наук

Родился в 1956 г. в дер. Мошницы Московской обл. В 1979 г. окончил Медико-биологический факультет 2-го Московского государственного медицинского института им. Н.И.Пирогова по специальности биохимия. В 1983 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени канд. мед наук по специальности «фармакология». С 1992 г. работает в Российском институте культурологии. В 1997 г окончил докторантуру РИК.

Сфера научных интересов: философия культуры и философия истории; философская антропология;  философия религии

Последние публикации:

1.  Самоидентификация на пороге «осевых времен». // От философии жизни к философии культуры.  СПб., 2001. С. 137 – 158 (1,5 п.л.)

2.  Самоидентификация человека как антропогенетическое самоотличение: подход к пониманию процессов глобализации в современном мире. // Ж. Личность. Культура. Общество (т.VIII, вып.2 (30)), 2005. (1,5 п.л.)

3. Самоидентификация человека в современной культуре (Статьи: субъект, рефлексия, самоидентификация); // Теоретическая культурология. (Сер. Энциклопедия культурологии). М., 2005. (3.3 п.л.)

4. Самоидентификация человека и культура. Монография. М.: Академический проект, 2007. (25 п.л.)

Электронные ресурсы ajshem@mail.ru riku@dol.ru

А.Ю. Шеманов. Самоидентификация человека и культура. Монография.

Аннотация

 

Экономическая и культурная глобализация, связанная с развитием средств массовой коммуникации (электронных компьютерных сетей, транспорта и масс-медиа), одновременно и объединяет людей и провоцирует стремление к обособлению и разделению, зачастую ведущее к непониманию и конфликтам. Это не случайно и лишний раз показывает, что человеческая природа, если о ней можно говорить, в значительной мере формируется под воздействием общества и культуры, а потому в разных культурных и исторических ситуациях человеку приходится по-разному удерживать свою идентичность и проводить различия с другими. Отсюда тем актуальнее становится для человека понимание внутренних пружин самоидентификации и обособления, их культурных (и социальных) механизмов, что позволяет продумать возможности и границы как того, так и другого. А это открывает путь к тому, чтобы проявить себя в качестве человека разумного, который через понимание способен найти подобающее место даже для ограничений своей природы и культуры. Содержанием книги является анализ как причин самоидентификации человека, которые присущи самому способу его бытия в качестве бытия становящегося, антропогенетического по своему существу, так и механизмов, посредством которых в различных культурах и в разные исторические эпохи происходила самоидентификация человека в качестве индивида (например, в традиционном обществе условием обособления человека выступало наделение его в культуре статусом символа). Данное исследование позволяет критически отнестись к содержанию понятия идентичности (национальной, культурной, психологической), которая часто подвергается мифологизации и служит обоснованию различных форм экстремизма (националистического, религиозного, политического).

Книга адресована всем, кто интересуется философией культуры и философской антропологией, а также может быть полезна для преподавателей и аспирантов, занимающихся теорией и философией культуры.

Предисловие

 Книга посвящена весьма острой проблеме современности, касающейся практически каждого. Предметом исследования в ней является самоидентификация человека в сложном взаимодействии с культурой - и его собственной, и обнимающей его подобно среде обитания. Исследуя данную тему, приходится заниматься рефлексией над тем, что тебя непосредственно затрагивает; а рефлексия предполагает необходимость время от времени остановиться и отойти в сторону. Особенно насущным (и почти насильно навязанным, принудительным) становится маневр мысли, о котором любил напоминать В.С. Библер: «отойдем и поглядим, хорошо ли мы сидим». Однако эта же личная заинтересованность, «затронутость» проблемой объясняет и наличие в книге наряду с теоретизирующим, исследовательским планом также экзистенциального мотива. Вместе с тем специфика самоидентификации как объекта изучения состоит в том, что этот объект постоянно становится иным, не позволяя себя завершить, окончательно оформить. Здесь возникает больше вопросов и обнаруживается проблем, чем удается найти ответов и предложить решений. Но актуальность, даже злободневность темы побуждает к такому исследованию. Имело ли смысл браться за эту работу и писать книгу на данную тему – решит сам читатель. Я же хочу выразить свою признательность тем, кто помогал мне в формулировке замысла и в работе над книгой.

Прежде всего - тем, благодаря кому я познакомился с настоящей философией – Леону Семеновичу Черняку, ныне живущему в США, и тем, кто, к сожалению, уже ушел из этой жизни: Вячеславу Владимировичу Сильвестрову, Марку Борисовичу Туровскому, Владимиру Соломоновичу Библеру, Феликсу Трофимовичу Михайлову. Благодаря Т.В. Томко я стал профессионально заниматься философией культуры. На стадии формулировки замысла мне помогали также замечания и беседы с Ю.А. Шрейдером, А.А. Игнатьевым, Н.С. Злобиным - и не только обсуждением содержательных вопросов, но и личной поддержкой. Большое значение имели для меня замечания Л.С. Черняка, А.В. Ахутина, П.Д. Тищенко, Ф.Т. Михайлова, В.П. Визгина, В.Ж. Келле, В.Л. Рабиновича, В.М. Межуева, Б.Ф. Шифрина, Л.П. Киященко по первому варианту книги и отдельным частям работы, а также внимательное и критичное ее рецензирование А.П. Огурцовым и П.Д. Тищенко. Благодаря общению с Д.П. Кудрей у меня появился личный и живой интерес к поэзии и культуре Японии, а также к русской поэтической миниатюре в стиле хайку. Я признателен Е.Г. Захарченко, которая своим придирчивым редакторским взглядом и, одновременно, дружеской поддержкой весьма способствовала приданию этой работе более вразумительной и литературной формы, хотя ей и непросто было справляться с присущей мне склонностью к чрезмерному усложнению выражений. Н.Т. Поповой я обязан знакомством с впечатляющей деятельностью руководимой ею группы педагогов и специалистов, занимающихся реабилитацией детей-инвалидов с использованием развивающих механизмов культуры, в том числе – интеграционного театра, включающего людей с дефектом наряду со здоровыми. Именно знакомство с работой этой группы, с ее идеями, принципами и методами стало для меня введением в понимание общекультурного смысла реабилитационной работы с людьми, которые имеют особенности развития, в том числе приводящие к умственному отставанию. Целый ряд вдохновлявших меня и нашедших отражение в книге идей о положении религии в современном мире, а также касающихся отношений иудаизма и христианства, разных конфессий я воспринял от Л.А.Никитина, Г.И.Литинского и Сандра Риги, обаяние личности которых имело для меня не меньшее значение. Но особенно я признателен О.К.Румянцеву за постоянное дружеское участие и поддержку, ценные обсуждения, советы и замечания на всех стадиях работы. Именно его советы помогли мне завершить книгу, выстроить, углубить и доработать многие ее идеи. Наконец, главные слова благодарности я адресую моей жене и детям за любовь и терпение в перенесении всех тягот, которые выпали им за время долгого - и по моей вине, и по вине обстоятельств - написания книги, а также за поддержку, которую, несмотря на все трудности, они мне оказали в этом предприятии.

 

Оглавление

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Самоидентификация как проблема

 

Глава 1. Кризис идентичности как симптом нашего времени

Глава 2. Понятийные предпосылки осознания кризиса идентичности

Глава 3. Становление субъекта и встреча с другим

§ 1. Отношение к иному в современной культуре

§ 2. Формирование границы с иным как условие становления субъекта

§ 3. Факт и вымысел: к метафизике повествовательной идентичности

§ 4. Стихия как опыт иного в становлении субъекта

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. История культуры в перспективе самоидентификации

 

Глава 4. Человеческий способ существования как антропогенетическое самоотличение и самоидентификация

§1. Антропогенетичность человеческого существования

§ 2. Культура как способ человеческой жизни

§ 3. Понимание и целеполагание – проблема синтеза. Место человека в круге понимания.

§ 4. Всеобщность индивидуального в историческом осуществлении круга понимания

Глава 5. История культуры как история антропогенетического самоотличения

§ 1. Понятие рефлексии в условиях вытеснения иного из повседневности

§ 2. Конститутивность рефлексивности для человеческого существования как самоотличения

§ 3. Индивидуализация рефлексии и проблемы глобализации

Глава 6. На пути к новому понятию человеческой идентичности: универсальность другого

§ 1. Универсальность человека и различные стратегии овладения собой[1]

§ 2. Человек с особенностями развития

Заключение. От кризиса идентичности к открытости другому

 

[1] Этот раздел выполнен при поддержке РФФИ в рамках работы по проекту «Философские подходы к анализу неявных концептов единства культуры» №01-06-80439

Дата обновления страницы 13.10.2008