ВЫПУСК 1979 г.

“Что значит МБФ в вашей жизни?”

В МБФ-ской жизни Всех студентов, конечно же, была УЧЁБА. Но, кроме неё, была просто ЖИЗНЬ, в которой, как и положено жизни, было всё: любовь и ненависть, радости и страдания, взлеты и падения… список огромен, известен и всегда НЕ полон.

А ещё было Творчество. В том числе художественное: музыка, стихи, рисунки и письма, письма, письма…

А ещё СТЕНГАЗЕТЫ. Некоторые эпизоды из стенгазет нашего курса представляет группа авторов. На курсе мы приставали ко всем, кто попался, с разными анкетными вопросами, ответы на которые задавали стиль и темы стенгазетных полос. Это срез, но не анатомический, настроений и мнений нашего курса.

Вопрос: Ваше любимое время года?

Лето.

Люди возвращаются из экспедиций, стройотряда, похода, из дома, из лета и… начинается осень. Прилетели в Москву, отстегнули ремни и разошлись в разные стороны. Ну разве так можно – не попрощавшись. Бреду по улицам и спотыкаюсь. Расходится кругами вода. Ещё август, но уже осень. Ноги мерзнут в облезлых кедах и мокнут в лужах. Дождь. Четыре часа утра. Рюкзак такой, что едва стоишь на ногах. Качаешься. А может, не потому. Просто Москва и завтра – Первый день в институте.

День встреч.

Вопрос: Самая лучшая погода?

Дождь.

Дома кофе и сон. Звонит телефон и спрашивает – Тебя, а Ты в себя ещё не вошел, не выучил эту роль и молчишь.

Все сначала,

И круг замкнулся

И начался новый круг.

А говорили –

Движение по спирали –

Привирали.

Мир встревожено покачнулся,

Слабо звякнула где-то гитара.

И на место свое вернулся

Так –

До следующего удара.

Утро.

День начинается

С потерь.

Вначале исчезает сон,

Потом – с постели мы встаем.

Теряем понемногу

Мгновенья счастья и печалей.

Но кто, осмелившись, придет

Потребовать за все отчет?

Утро – мое. Кусок солнца и кусок неба. Кусок хлеба и кусок колбасы – бутерброд.

- Почему мы опаздываем в институт?

Встаю со сверхсветовой скоростью. Одеваюсь – со световой. Собираю тетради – медленно – пока найдешь… Заглатываю чай, пытаюсь догнать автобус. Напрасно. Какой русский не любит быстрой езды в “час пик”.

Ещё утро.

-Факультет. Зеленый. Вспоминаю вовремя и с облегчением, что я уже на следующем курсе. Вызываю хорошее настроение – джинна из бутылки и натыкаюсь на преподавателя – точнее, преподаватель натыкается на меня – мы оба удивлены. Он, кажется, рад.

- Занятия. Так редко бываю на факультете – все больше клиники, клиники… Ни одного буфета в радиусе 40 миль. Наш трамвай потерпел крушение в прибрежных водах 55-й Градской. Команда спасалась вплавь. Она была голодна и способна на многое. Белые халаты, белые маски, белые лица. Кружится голова – не то с непривычки, не то от голода. Полуобморок. Стул. Окно. Грачи прилетели. Симптомы, синдромы, полтора часа функциональной диагностики. Кто-то забил велоэргометр, упражняет икроножные мышцы. Кто-то радостен, кто-то зол. Возвращаемся снова в трамвае. Снежная слякоть из-под колес. Весна.

На биохимии много народу, все что-то трясут, долго и со вкусом, с обеденным перерывом и с отчаяньем. Поистине безграничны возможности студента-биохимика: и мешалки, и держалки, и крутилки, и вертелки, центрифуга и даже рН-метр, воронка Бюхнера, я уж не говорю о вакуумном насосе… Сцинтилляционный счетчик заменил бы – техника безопасности не позволяет.

-Лекция. Если после лекции студенты молчат – либо они ничего не поняли, либо поняли все. Если студенты молчат во время лекции – значит, они спят.

Если они что-то читают – готовятся к коллоквиуму.

Если что-то пишут – это объяснительная записка.

Если много пишут – шпора.

Если разговаривают – надо делать перерыв.

Если смеются – у анекдота слишком длинная борода.

Если студенты Вас слушают – что-то произошло – вероятно, Вы читаете не в той аудитории, не тем студентам.

Если они пишут лекцию – Вы попали на курсы повышения квалификации.

Если в аудитории мало народу – в “Мире” началась неделя норвежского кино.

Если много – сегодня ставят зачет.

Если Вы не уверены в себе и опасаетесь последствий – дождитесь месячника посещаемости лекций, и наше внимание Вам гарантировано.

Вопрос: Зачем мы ходим на МБФ?

Чтобы видеть своих друзей.

Какой сегодня день?

Не самый лучший день.

Пропущенная лекция.

Несданный коллоквиум (на четыре).

Невстреча.

Кровоснабжается то, что не вентилируется.

Вентилируется то, что не кровоснабжается.

Зимоторакс.

Мы приходим на МБФ утром, днем, вечером.

Утром, когда гудят машины и спят люди, и только ты не спишь. Точнее, ещё спишь, но уже дочитываешь долгую главу из фармакологии.

Днем - предварительно опоздав – на четверть часика (или больше, скорее всего больше).

Вечером – исключительно на отработки – стул в коридоре, гора учебников. Дождь, сквер, далекий троллейбус, мигающие фонари

Вопрос: Что тебя больше всего поразило на МБФ?

То, что лекции отрабатываются.

Вопрос: Что вы больше всего не любите делать?

Приводить себя в рабочее состояние.

Вопрос: Зачем мы ходим на МБФ?

Чтобы учиться и набираться знаний.

Грязь, слякоть, снег – конец семестра. Приходим в институт – руки в карманы, беглый взгляд на расписание, лестница в четыре пролета.

Подоконник первого этажа.

Подоконник второго этажа.

Подоконник четвертого этажа.

Три подоконника и зеленый диванчик. Курят, болтают, читают и учат, учат…Мы ходим в институт, чтобы учиться, мучиться, сплетничать, углубляться в библиотеке в “Советский спорт”, киснуть в очереди в буфет, обмениваться мнениями, шпорами, художественной литературой, кокетничать. Сдавать зачеты, сдувать контрольные. Отвечать, когда спрашивают и когда не спрашивают (с ехидцей).

Вопрос: Кто ты, человек с МБФ?

Имя собственное – Студиозус Сапиенс. Род занятий неопределенный. Программы меняются, и мы меняемся вместе с ними. Что ни день – открытие либо закрытие, не всегда научное, но зато всегда научно обоснованное.

Первый курс – свежий, но уже тронутый. Рыба портится с головы, студент – с хвоста.

Нынешний темп жизни просто ужасен – не успеешь к кому-то обернуться, а его уже и след простыл: как быстро тянется время!

Пришел в институт – и сразу встал в очередь: кто там подает надежды? Примите заказ! Передо мной и кончились… Говорил же – давать по штуке на брата.

Сдавайте несданные экзамены и несбывшиеся мечты в утиль.

После дружеской попойки

Сдал экзамены на двойки.

Почесав потом в затылке,

На пятерку сдал бутылки.

Студент должен сдавать экзамены. К четвертому курсу он теряет способность задавать вопросы, не касающиеся дней пересдачи.

А способность отвечать на вопросы атрофируется ещё раньше…

Лаборант – это потенциальный студент.

Старший лаборант – это студент-рецидивист или ранняя стадия развития научного работника.

Из вечно голодного студента вылупливается прожорливый аспирант, из аспиранта - полусытый научный работник. Поддерживая его постоянно недонасыщенным, можно, вероятно, добиться некоторых результатов, так как по достижении материального благополучия он перестает реагировать на сигналы извне.

Можно быть и материей и вместе с тем пустотой. Довольно старая истина…

С первого курса – ученая работа. Ошибка заключалась в том, что обезьяна начала работать прежде, чем была способна это осознать.

Не сокращайте рабочий день! Этим вы лишаете меня последних остатков свободного времени.

Вопрос: Что вы обычно делаете после занятий?

Живу.

Жизни постоянное движенье.

Снилось что-то, стало наяву.

Жить бы мне в таблице умножения,

Ну а я вот в алгебре живу.

Выполняю и перевыполняю, спешу жить. Спешная работа обычно та, которую не нужно делать самому, а жизнь – как её всучить другому?

Каждую весну делал предложение любимой девушке и любимому профессору. Не хватало знаний и денег.

В последний раз мы не договорились только потому, что слишком хорошо понимали друг друга.

Вопрос: Что бы вы делали, если бы каникулы длились четыре месяца, а занятия только один?

Уехал бы в кругосветку.

Тянет меня почему-то

В эту даль –

И будто нет в ней

Ничего особенного-

Типичная же даль!

А тянет.

Ушел бы

И жил бы там, в дали.

Тянет меня

В эту банальную темную даль,

Будь она неладна.

Вопрос: Чем является для вас общежитие?

Общага – место, куда я езжу повеселиться (один москвич).

Не существует двух одинаковых комнат в общежитии. Покажи мне свою комнату, и я скажу, кто ты.

1000 человек, более 200 комнат – спектр настроений, чувств, желаний, поступков. Интересно, где локализуется статистически достоверный максимум? Максимум – это то, к чему постоянно стремится минимум. А минимум – это то, чего максимуму всегда не хватает.

Где-то смеются – очень громко.

Где-то надрывается маг.

Где-то объясняются в любви.

Где-то ссорятся – в очередной раз, чтобы через день помириться.

Или нет.

Кто-то играет на гитаре.

Кто-то листает конспекты.

Кто-то готовит борщ. Настоящий. С обалденным запахом.

Кто-то достал Булгакова.

А кто-то нет.

Что-то напевает сосед слева.

Что-то передвигает сосед справа.

Что-то тихо у соседа сверху.

Что-то смешное рассказали соседке снизу. Заливается колокольчиком.

А я нет.

Почему-то вызывают на персоналку.

Почему-то просыпают утренние лекции.

Почему-то кончились деньги.

Почему-то у телефона большая очередь.

Почему-то одни снова готовятся к коллоквиуму.

А другие нет…

Все индивидуально, и все причинно-следственно.

Всякий раз, ложась спать, мы бросаем взгляд на соседний корпус. Там есть два заветных окна, которые обычно горят очень и очень допоздна. И если хоть одно из них или – о чудо! – оба погасли – ликуем: “Ишь ты, Их пересидели!”. Но если они горят, то – в зависимости от настроения – говорим: “А ТЕ – заучились” или “а ТЕ – зачитались”, или “а ТЕ – загулялись”. Кто там живет? Чем увлекается? Для чего существует? Мы никогда не пойдем ТУДА и не узнаем…

Каждый вечер ищем наши заветные окна, посылаем им последний привет дня сегодняшнего – с радостью, грустью или проклятием. А их мягкий свет – предтеча дня завтрашнего. Каким-то он будет?

Вопрос: Что волнует среднего студента?

Завтрашний день, а значит:

- учебники, которых ещё нет, и учебники, которых уже нет, монографии, которые выдают за учебники и которые не всегда выдаются библиотекой;

- вызовут или не вызовут, а если вызовут, то куда – может быть сразу к декану;

- пятновыводители, которые берут все – даже шариковую ручку – используем опыт предыдущих поколений – конспекты – что за нелепая привычка – расписываться на каждой странице?

- быть или не быть? – отмечают или не отмечают?

Завтрашний день – то, что я не придумал, не прожил, то, чем я не обладаю – но уже расфасованный поминутно – как в магазине самообслуживания – свобода выбора из имеющегося ассортимента.

Характерная черта: все, что мы видим вокруг, возвращает нас на факультет – даже на дискотеке – стены дрожат почти так же, как невыключенная центрифуга.

Завтрашний день – практика, ещё практика, диплом, распределение.

Куда кривая вывезет?

“Налево пойдешь, в Главмикробиопром придешь, направо пойдешь…”

Иду, куда глаза глядят. Впрочем, не вижу ничего. День-то завтрашний.

Подразумевается, что в недалеком будущем мы – ученые.

Но – где она – точка отсчета? Начало высиживания диссертации?

Когда люди перестают делать ошибки? Студенческие ошибки – либо чужие, либо арифметические.

Вопрос: Кем Вы будете, когда закончите МБФ?

Взрослым человеком.

Моя юность

Бросила меня.

Она ушла от меня,

Моя юность,

И, кажется,

Навсегда.

Вон она топает,

Там, по дороге,

Вон она, чудачка!

И чем я ей не угодил –

Не понимаю.

Уходит незамеченная –

Осталось так немного –

Два года. Ли?

Вопрос: Верите ли вы в любовь с первого взгляда?

Теоретически - нет.

Практически – да.

Из пункта А в пункт В…. В разных облупленных синих вагонах ехали двое печальных влюбленных. В лирике, в отличие от физики, чем больше расстояние, тем сильнее притягиваются тела. О чем только не думаешь, добираясь домой. А кое о чем стараешься не думать.

Главная трудность в решении многих проблем – то, что ответы на них даются только в конце задачника. Знают, от чего нужно танцевать, обычно те, кто танцевать уже не умеет.

Вопрос: Кто ты, человек с МБФ?

Я не такой

Каким другим являюсь,

каким себе кажусь уже давно.

Кто знает, что

Таим мы в середине.

Когда бы оболочку

Раздавили,

Из мякоти явилось бы

Зерно.

Редколлегия: Н. Бартенева, Л. Прудова, С. Анисимов.