Социально-гуманитарные дисциплины

В человеческие отношения властно входят гуманитарные проблемы, общечеловеческие ценности, учитывающие интересы не только живущих, но и будущих поколений людей. Образование – компонент культуры. Поэтому, решая задачи реформирования образования, ни в коем случае нельзя исключить культуру. Приоритетными становятся нравственные вопросы, духовность общества, гуманистические ценности, которые утверждаются в форме морали и этики.

Гуманитарные дисциплины, изучающие взаимоотношение человека и общества в контексте раскрытия потенциальных возможностей личности, способствуют адаптации студента в межличностных и социальных отношениях, повышению уровня самореализации, раскрытию индивидуальности, стимуляции ассоциативного мышления, воображения, расширению культурного кругозора личности, развитию креативного мышления и здорового “скептицизма”, знанию языка культуры, искусства общения и опроса.

На медико-биологическом факультете всегда большое внимание уделялось гуманитарной подготовке специалиста. С первых дней работы факультета одно из центральных мест в естественно-теоретических дисциплинах занимали общественные кафедры – философии, истории отечества, политологии, экономики, истории медицины, права, иностранных языков и кафедра латинского языка, физического воспитания.

Сегодня на факультете работают несколько фундаментальных кафедр: философии, истории, политологии и экономики, истории медицины и правоведения, психологии и педагогики, биомедицинской этики, иностранных языков и кафедра латинского языка.

 

Кафедрой философии руководит академик АПН, профессор Феликс Трофимович Михайлов. На кафедре сложился сплоченный высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Радикально преобразована методика преподавания, которая позволяет творчески подходить к предмету, развивать мышление и интуицию студентов. На кафедре работают творческие личности, профессора М.А. Рюмина, И.З. Шишков, А.М. Блок. В течение многих лет завучем является Н.В.Телегина, один из любимых преподавателей у студентов. На кафедре читается курс “Введение в человековедение”, который предполагает начальную философскую подготовку студента, особое внимание обращается на логику и методологию науки, взятую в историческом аспекте. Ф.Т. Михайлов утверждает, что в духовной культуре важно авторское начало, ее постоянный поиск и неожиданные находки образов природных инвариантов и катаклизмов, нас вдохновляющих, образов всеобщей истории, образных сутий наших эмоций, сопровождающих открытия в науке и все переживания исторических событий, образность рефлексивных осмысливаний вечных проблем бытия – равно преходящие и равно вечные.

На базе кафедры философии выросла новая дисциплина – “Биомедицинская этика”. Сегодня она представлена самостоятельной кафедрой биомедицинской этики, которую возглавляет профессор Ирина Васильевна Силуянова.

По-новому выглядит кафедра истории, политологии и экономики. Эстафету своих предшественников – профессоров С.В. Первовой, Г.А. Кайковой и В.П. Погорельского продолжает заслуженный работник высшей школы, профессор Галина Семеновна Ковтюх. На кафедре преподается 5 курсов гуманитарных дисциплин. Здесь используются новые формы проведения занятий, такие как ролевые игры, лекции-диспуты, тренинги, конференции и т.д. Ведущие доценты кафедры – И.В.Черткова, Л.С. Федотова, А.А. Большаков, Р.М. Шульгина, О.Л. Краснова - стараются делать акцент на творчески интеллектуальном формировании целостной системы взглядов на мир и становление профессионализма на основе общей культуры, что потребовало пересмотра всего содержательно-смыслового пространства обучения за счет гуманитаризации, введения новых курсов. В частности на медико-биологическом факультете раньше, чем на всех других, стали преподавать курс культурологии, рассматривающий узловую во всем комплексе проблем развития современной цивилизации проблему взаимоотношения человека с обществом и культурой.

Кафедрой истории медицины и правоведения руководит профессор Наиль Саидович Ягья. Основными направлениями кафедры являются: история профилактической медицины, история медико-биологических наук, историко-науковедческий аспект в медицине. На кафедре работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, который принимает активное участие в работе Московского общества историков медицины, в различных конгрессах и конференциях по проблемам истории медицины и правоведения.

В течение двух лет на факультете работает кафедра педагогики и психологии, которой руководит известный в мире психолог, профессор Нелля Ионтельевна Непомнящая. Введение психологии еще раз убедило нас в необходимости включения курса в учебный план, иначе исключалась гуманитарная основа медицины. Кафедра творчески включилась в работу медико-биологического факультета, разработала элективы, принимает участие во всех институтских мероприятиях, использует новейшие достижения преподавания.

Глубокие исторические корни имеет кафедра иностранных языков, более 10 лет ее возглавляет заслуженный работник высшей школы, профессор Татьяна Петровна Щедрина. Вся работа кафедры, ее высокопрофессионального коллектива направлена на формирование лингвистических и методических мероприятий по внедрению коммуникативно-деятельностного подхода в обучении студентов, который предусматривает создание условий для творче- ской работы студентов, постоянную и последовательную подготовку студентов к практическому использованию иностранного языка. Кафедра использует новейшие методики преподавания иностранных языков с учетом достижений исследователей российской и зарубежной методических школ.

На кафедре латинского языка, которой в течение более 10 лет руководит высококвалифицированный педагог, доцент Людмила Александровна Малявина, рассматривается латинский язык как специальная дисциплина, призванная помочь студентам осваивать избранную профессию. Кафедра перешла на новый системный принцип преподавания медицинской терминологии. Кафедра готовит новый учебник по латинскому языку и медицинской терминологии, соответствующий современному уровню науки и методики преподавания, общекультурному развитию и воспитанию студентов.

На медико-биологическом факультете от поддерживающего обучения перешли к “инновационно-интегрированному”, т.е. от дисциплинарной к междисциплинарной организации образования. Интегративность проявилась в органическом введении элективов в общую систему дисциплин МБФ, что позволило гармонизировать внутреннее содержание университетского образования.

<Назад> <Далее>

Дата обновления страницы 13.01.2004