КАФЕДРА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ НЕВРОЛОГИИ

 

История кафедры фундаментальной и клинической неврологии с курсами нейрохирургии, функциональной, лабораторной и нейролучевой диагностики РГМУ начинается с 1967 г., когда под руководством доцента, доктора медицинских наук Людмилы Григорьевны Ерохиной был сформирован курс неврологии МБФ 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. Через 13 лет, в 1980 г. была создана кафедра неврологии МБФ 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. В 1985 г. прежнее название было изменено на кафедру неврологии и нейрохирургии 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. В это время Людмиле Григорьевне было присуждено почетное звание “Заслуженного деятеля науки и она продолжала заведовать кафедрой до 1997 г.

С 1997 г. кафедрой фундаментальной и клинической неврологии с курсами нейрохирургии, функциональной, лабораторной и нейролучевой диагностики РГМУ руководит доктор медицинских наук, профессор Вероника Игоревна Скворцова.

На кафедре проходят обучение студенты отделений биохимии, биофизики, медицинской кибернетики МБФ, отделения лечебного дела МЦТМ, студенты лечебного факультета вечернего отделения. Дополнительно для обучающихся студентов организованы специализированные курсы по нейрохимии, функциональным методам диагностики, нейровизуализации, неотложным состояниям в неврологии. Окончившие медицинский вуз могут получить на кафедре постдипломное образование по направлениям: нервные болезни – для врачей-лечебников; функциональные методы диагностики; лабораторная клиническая диагностика – для врачей-биохимиков.

Для продолжающих свое образование кафедра предоставляет возможность обучения в аспирантуре по специальностям “Нервные болезни” и “фундаментальные нейронауки”.

В 2001 г. открыт ФУВ по специальности “Нейровизуализирующие методы исследования”.

Кафедра имеет 4 учебные базы.

Клинические базы кафедры представлены неврологической службой ГКБ № 31 и ГКБ № 20. На базе этих клиник действуют отделения нейрореанимации и интенсивной терапии; неврологические отделения; блоки ранней реабилитации для больных с очаговыми поражениями головного мозга.

Лабораторные отделы кафедры располагаются на базах ГКБ №31, ГКБ №20, КДЦ №4 и МГУ им. М.В. Ломоносова, где размещаются лаборатории нейрохимии, лаборатории по изучению сосудов мозга (УЗДГ, ТДК, РЭГ, системная гемодинамика, ангиография); лаборатории нейрофизиологии (ЭЭГ, КСА ЭЭГ, ТСК ЭЭГ, Brain Loc, ЭМГ, ЭНМГ, игольчатая ЭМГ) и отделения МРТ/КТ-диагностики.

Основными направлениями научной работы кафедры являются:

1. Сосудистые заболевания центральной нервной системы:

– биохимические и иммунологические механизмы повреждающего действия церебральной ишемии;

– молекулярно-генетические аспекты ишемического инсульта;

– томографическая (КТ и МРТ) диагностика сосудистых поражений мозга и оценка характера репаративных процессов при инсульте;

– совершенствование системы оказания интенсивной помощи при остром инсульте;

– разработка новых методов нейропротективной терапии;

– разработка эффективных методов ранней реабилитации при инсульте;

– разработка эффективных методов вторичной профилактики инсульта;

– организация крупномасштабных эпидемиологических исследований сосудистых заболеваний мозга в России и создание сети регистров инсульта;

– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в области оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями мозга.

2. Заболевания двигательного нейрона:

генетика бокового амиотрофического склероза;

патогенез БАС и разработка новых методов его лечения;

демиелинизирующие заболевания;

определение индивидуальной чувствительности к интерферонам и выбор оптимальной схемы иммунотерапии;

реабилитация больных с очаговыми поражениями центральной нервной системы.

Совместные научные исследования проводятся с:

– кафедрами РГМУ: кафедрой неврологии и нейрохирургии (заведующий кафедрой - академик РАМН Е.И. Гусев), кафедрой реабилитологии, кафедрой медицинской психологии, кафедрой экспериментальной и теоретической физики, кафедрой медицинской кибернетики, ЦНИЛ РГМУ;

– другими научными центрами: Институтом молекулярной генетики РАН, НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН, НИИ фармакологии РАМН, НИИ нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко РАМН, Центром МРТ и МРС МГУ им. М.В. Ломоносова, НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, Центром психического здоровья РАМН, НИИ неврологии РАМН.

Результаты научной работы кафедры за период с 1997 по 2002 гг.:

– премия им. Н.И. Пирогова за лучшую научную работу (серию работ) “Механизмы повреждающего действия церебральной ишемии и нейропротекция”, присужденная коллективу кафедры в 1998 г.;

– издано: монографии – 3, руководства для практических врачей – 3, “Толковый словарь неврологических терминов”;

– получено 5 патентов на изобретения;

– опубликовано 157 работ, из них 25 – за рубежом;

– сотрудники кафедры принимали участие с докладами в более чем 20 международных научных конгрессах, конференциях, симпозиумах;

– защищены 5 диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук;

– защищены 45 дипломных работ;

– присуждены 4 первые премии на итоговых конференциях СНО.

 

 

Медико-биологический факультет – школа и будущее

современной клинической медицины

 

В.И. Скворцова

Заведующая кафедрой фундаментальной и

клинической неврологии РГМУ

 

Медико-биологический факультет Российского государственного медицинского университета создан 40 лет назад как первый в России факультет, готовящий высококвалифицированные научные кадры, разрабатывающие фундаментальные медико-биологические проблемы. За прошедшие десятилетия МБФ подготовил несколько поколений исследователей, составляющих гордость отечественной и зарубежной науки.

Последние годы связаны с интенсивным развитием молекулярной генетики, молекулярной биологии, функциональной биохимии, биофизики, фармакологии, что существенно продвинуло вперед развитие всей клинической медицины. Одним из наиболее ярких примеров трансформации клинических дисциплин является развитие клинической неврологии, наблюдавшееся за последнее десятилетие (неслучайно названное “десятилетием мозга”). Значительно изменились представления о механизмах формирования не только редких нейродегенеративных заболеваний нервной системы, но и наиболее распространенных сосудистых заболеваний головного мозга и их грозного осложнения – церебрального инсульта, что привело к появлению новых понятий, классификаций, подходов к терапии. Впервые было доказано существование конформационных болезней, раскрыты основные механизмы быстрого и отсроченного повреждения нервной ткани, разработаны разнообразные методы нейропротекции, направленные на процессы, локализованные на мембранах клеток, на активность мессенджеров и молекулярных регуляторов системы внутриклеточной сигнальной трансдукции, на ответ генома и протеома на повреждение. Результатом внедрения в клиниче- скую практику новых диагностических и терапевтических технологий явилось высоко достоверное повышение эффективности лечения неврологических больных, которые всего лишь 10-15 лет назад считались “бесперспективными”. Так, летальность при инсульте была снижена более чем в 4 раза; открылись новые возможности для восстановления утраченных неврологических функций.

Каким же должен быть врач, работающий в современной клинике? Как соединить воедино глубокое знание базисных медико-биологических наук, понимание современных высоких технологий и творческое мышление клинициста? Очевидной является необходимость сближения теоретической и практической медицины.

Первый опыт обучения и воспитания врачей нового поколения, основанный на “золотом стандарте” оптимального соотношения фундаментальной и клинической подготовки, был приобретен медико-биологическим факультетом Российского государственного медицинского университета, когда четыре года назад часть студентов факультета получила возможность обучаться по специально модифицированной программе. Интенсивная базисная научная подготовка была дополнена углубленным изучением клинических дисциплин.

Уже сегодня можно сделать вывод об успехе этого начинания факультета. Склонность к научным исследованиям, привитая студентам на младших курсах, создает основу для творчества и постоянного мыслительного процесса в клинических условиях. Предусмотрены возможность профилизации подготовки молодого специалиста по его собственному выбору, прохождение специализированных курсов по внедрению современных высоких технологий в практику функциональной, визуализирующей и лабораторной диагностики. Обязательным событием, завершающим обучение в Университете, остается защита дипломной работы, подводящей итоги самостоятельных научно-практических исследований в клинике. Предложенная система обучения позволяет плавно и последовательно продолжить образование молодых специалистов после окончания Университета в клинической ординатуре, аспирантуре и в качестве стажеров-исследователей. При этом сохраняется преемственность всех этапов подготовки, обеспечивающая высокий профессиональный уровень молодого врача и исследователя.

Таким образом, развитие медико-биологического факультета является требованием времени. Сорок лет существования не только не состарили факультет, но усилили его творческий и интеллектуальный потенциал, обогатили новыми возможностями, открыли новые перспективы к дальнейшему совершенствованию. Можно убежденно сказать, что будущее медико-биологического факультета – это будущее отечественной клинической медицины и залог ее поступательного развития.

<Назад> <Далее>

Дата обновления страницы 13.01.2004